Данные о работе в Lightning Network от оператора четвертого крупнейшего узла

River Financial 1 Lightning Node

Отчет об опыте управления собственными lightning-узлами от компании River Financial, участвующей в Lightning Network с 2019 года.

River Financial — финансовая и технологическая компания, ассистирующая в накоплении и использовании биткойна. Мы предлагаем брокерские услуги, облачный майнинг, автоматизированную равномерную покупку BTC (тактика усреднения долларовой стоимости) без комиссий и транзакции депозита и вывода средств через Lightning Network.

Мы участвуем в Lightning Network с 2019 года. К 2022 наш узел стал четвертым в сети по емкости в BTC. Сейчас у нас работает команда из четырех штатных разработчиков, занятых поддержкой и обновлением не только наших проектов в Lightning Network, но и Lightning-инфраструктуры кошелька Chivo для республики Сальвадор.

Из опыта поддержки и управления lightning-узлами высокой емкости и с сотнями каналов мы многое узнали о Lightning Network (LN). В этом отчете мы собрали полученные знания о различных аспектах работы в LN и объединили их в следующие категории:

  • Топология Lightning Network →
    • Не существует оптимального профиля →
    • Емкость не главное, но это сигнал →
    • Количество каналов как сигнал →
    • Стоимость открытия каналов →
    • Количество каналов и их качество →
    • Комиссии и ликвидность →
  • Маршрутизация в Lightning Network →
    • Когда производятся lightning-транзакции →
    • Расхождение между активностью и рентабельностью →
    • Почему могут не проходить lightning-платежи →
  • Доходность в LN →
  • LN-инфраструктура →
    • Lightning-инфраструктура для бизнеса →
  • Заключение →

Топология Lightning Network

Lightning Network состоит из узлов, управляемых различными пользователями и компаниями. Эти узлы, связываясь друг с другом посредством двусторонних каналов, образуют огромную взаимосвязанную сеть, охватывающую весь земной шар.

Визуализация 16 тыс. lightning-узлов и 140 тыс. каналов между ними от @pymoment

Соединяющими «магистралями» этой сети являются маршрутизирующие узлы, которые за комиссию направляют по своим каналам чужие платежи. Создать такой узел может кто угодно, но для успешной и рентабельной его работы потребуется значительно больше времени и усилий, о чем мы еще расскажем далее. Немаршрутизирующие узлы с несколькими соединениями (каналами) — это синие точки по краям от магистралей; они принадлежат пользователям, отправляющим и получающим платежи в основном по личным причинам.

Как и в случае с Биткойном, люди могут использовать Lightning по разным причинам. Цели запуска собственного узла варьируются, и среди операторов узлов можно выделить пять типов профилей.

 

Тип профиля
Цель

Стоимостный
Снижение расходов на комиссии для пользователя или компании

Бизнес
Предоставление клиентам возможности приобретать товары и услуги, выигрывающие от мгновенных глобальных расчетов и/или микротранзакций.

Доходный
Получение доходности на BTC с очень низким риском контрагента путем маршрутизации платежей для других пользователей

Трейдер
Позволяет трейдерам участвовать в арбитраже без использования стейблкойнов

Каждая из этих целей влияет на то, какие задачи стоят перед оператором узла, каковы его стимулы и, следовательно, на конфигурацию его узла и каналов. Исходя из этих целей можно по-разному отвечать на вопросы о необходимой емкости, количестве каналов, соединений, комиссиях и ставках, а также о том, является ли приоритетным для владельца узла исходящий или входящий финансовый трафик. Любой узел может соответствовать нескольким категориям одновременно.

Не существует оптимального профиля

Кто-то может считать «оптимальными» узлы с наибольшей доходностью на емкость, но в зависимости от целей и типа профиля, могут существовать и другие, более важные для владельца узла показатели успеха. Биржа, к примеру, может получить гораздо больше прибыли от сделок на своей платформе, чем от взимания с пользователя комиссии за маршрутизацию транзакций в Lightning, и потому может не оптимизировать свои узлы для получения наибольшей доходности, в то время как частное лицо, заинтересованное в извлечении прибыли на вложенный капитал, скорее всего, постарается это сделать.

Мы смотрим на публично доступные показатели узлов (емкость, каналы, комиссии и ликвидность) и то, что мы узнали о них в связи с их целями.

Емкость не главное, но это сигнал

По состоянию на 2022 год наш узел River Financial 1 стал четвертым по емкости узлом Lightning, за ним вплотную следует наш второй узел.

Топ lightning-узлов по емкости

Узлы с максимальной емкостью — это не обязательно наилучшие узлы для подключения. Если узел обладает большим капиталом, это отлично, но его еще нужно конструктивно использовать. Высокая емкость сама по себе не гарантирует, что узел будет маршрутизировать платежи с наибольшим коэффициентом успеха и с наиболее конкурентоспособными комиссиями. Например, узел с высокой емкостью может принадлежать любителю, накопившему много биткойнов в ранний период, но прилагающему сравнительно мало усилий для управления ликвидностью и каналами.

Высокая емкость узла действительно увеличивает вероятность того, что речь идет о бизнес-узле. В отличие от пользователей, компании имеют гораздо более сильные стимулы для эффективного использования своих средств, а это менее вероятно, если выделять капитал на канал с частным пользователем без «послужного списка». Помимо этих альтернативных издержек, есть также издержки безопасности, связанные с хранением капитала вне холодного кошелька, как это происходит при использовании Lightning.

Однако для частных операторов узлов легче получить доступ к большей части сети, имея канал с бизнес-узлом. Самый простой способ создать соединение с бизнес-узлом — это открыть с ним канал и купить у него что-то на часть средств.

Количество каналов как сигнал

Количество открытых каналов может быть еще одним признаком полезных узлов. Хотя гарантии хорошей работы узла это не дает, оплата комиссий или иных расходов за открытие множества каналов предполагает наличие у владельца определенного интереса к этому.

По количеству открытых каналов наш (River Financial) узел не приближается к топ-10. Мы находимся в четвертом десятке.

Топ lightning-узлов по количеству открытых каналов

Относительно небольшое количество каналов — это наша осознанная политика. У нас нет амбиций стать самым связанным узлом сети. Мы сосредоточены скорее на том, чтобы обеспечить высокую надежность каждого из наших соединений. Мы еще вернемся к этой теме, когда будем говорить о маршрутизации платежей.

Стоимость открытия каналов

Для открытия каждого канала необходимо заплатить комиссию за биткойн-транзакцию. В 2022 году средняя комиссия за биткойн-транзакцию составляла 7728 сатоши, или около $1,30 по курсу на момент подготовки текста. Поскольку транзакция открытия lightning-канала занимает чуть больше места в блоке, комиссия за такую транзакцию обычно бывает несколько выше средней, если только оператор узла не делает выбор в пользу более долгого ожидания ее выполнения. В тысячах ончейн-транзакций для наших lightning-каналов средний размер комиссии составил 3905 сатоши, или ~$0,64 по нынешним ценам.

Если цель открытия узла состоит в получении прибыли, то открытие десятков или сотен каналов быстро приведет к росту затрат, которые будет трудно окупить, если окажется, что открытые каналы малоактивны. В будущем, если комиссии за биткойн-транзакции вырастут, создание новых успешных маршрутизирующих узлов может стать более дорогостоящим.

Количество каналов и их качество

Каждый оператор узла хочет иметь хороших пиров. Это большой вызов для операторов, которые хотят получать доход от маршрутизации чужих платежей, и для пользователей, которые хотят сэкономить на комиссиях за транзакции при использовании Lightning Network. Операторам узлов необходимо убедить других операторов выделить капитал на создание канала с ними, чтобы иметь входящую ликвидность. Если узел новый, то никакого представления о потенциальной выгоде от блокирования капитала в канале с ним еще нет.

В результате появились маркетплейсы для покупки и продажи входящей ликвидности для каналов LN. Это не идеальное решение, поскольку покупка входящей ликвидности не всегда приводит к активной маршрутизации, так что процесс может потребоваться повторить многократно. Эти маркетплейсы предоставляют людям возможность выбора, что является полезным развитием.

Операторы узлов, стремящиеся к получению доходности, часто закрывают неактивные в течение долгого времени исходящие каналы и перераспределяют заблокированный в них капитал. С 2022 года мы начали управлять нашими каналами гораздо активнее — настолько, что к сегодняшнему дню мы открываем и закрываем десятки каналов ежедневно.

Количество каналов у lightning-узлов River Financial

Мы не сомневаемся, что со временем такие действия, как установка размера комиссий для открытия каналов или закрытия неактивных каналов, будут автоматизированы, что существенно повысит удобство управления lightning-узлами. Но и при этом мы ожидаем, что создание успешного маршрутизирующего узла будет требовать значительных временных затрат.

Комиссии и ликвидность

Понятия входящей и исходящей ликвидности могут сбивать с толку, поэтому рассмотрим их здесь:

Входящая ликвидность — это количество биткойнов, которое может получить узел, или стоимость, находящаяся на другой стороне подключенных к нему каналов. Узел не имеет контроля над комиссиями, взимаемыми за входящую ликвидность, и не зарабатывает на входящих транзакциях.

По мнению разработчика Lightning Йоста Ягера (Joost Jager), отсутствие комиссий за входящую маршрутизацию может стать потенциальным ограничивающим фактором для эффективности LN.

Пример: Алиса использует свой узел для открытия каналов с Бобом и Кэрол емкостью 1 BTC каждый. Входящая ликвидность составляет 0 BTC, пока она не отправляет 0,5 BTC Бобу и 0,2 BTC Кэрол. Теперь входящая ликвидность составляет 0,7 BTC, то есть сумму стоимости, находящейся на другой стороне каждого канала.

Исходящая ликвидность — это количество биткойнов, которое узел может отправить, то есть ценность, находящаяся на стороне этого узла в подключенных к нему каналах. Узел контролирует комиссии, взимаемые за исходящую ликвидность.

Пример: используя предыдущий пример, Алиса начинает с исходящей ликвидностью в 2 BTC. После того как она отправила 0,5 BTC Бобу и 0,2 BTC Кэрол, у нее остается 1,3 BTC исходящей ликвидности, из которых 0,5 BTC находится в канале с Бобом и 0,8 BTC — в канале с Кэрол.

И давайте также коротко рассмотрим комиссии, поскольку в Lightning Network есть два вида комиссий: базовая, которая представляет собой фиксированную плату, взимаемую за каждую транзакцию, и ставка комиссии, которая зависит от размера транзакции. Существует инициатива по установлению нулевой базовой комиссии LN, которую мы поддерживаем, поскольку это повышает эффективность платежей, использующих сразу несколько маршрутов для повышения вероятности успешного проведения.

Ниже мы рассматриваем ставки комиссии, взимаемой за ликвидность, для топ-10 узлов по емкости каналов.

Средние ставки комиссии для топ-10 узлов по емкости каналов

Как мы уже упоминали, получение входящей ликвидности — самая сложная часть для многих участников LN. Если посмотреть, например, на узлы Bitfinex, то их пиры взимают относительно более высокую плату за отправку BTC на Bitfinex, в то время как отправка BTC с узла Bitfinex стоит аналогично другим узлам.

Каждый узел решает собственные проблемы с ликвидностью. Пользователю, использующему Lightning Network в основном для трат, нужно часто пополнять исходящую ликвидность. А бизнесу, преимущественно принимающему платежи, необходимо пополнять входящую ликвидность, иначе каждому клиенту придется открывать с ним канал напрямую.

Маршрутизирующие узлы хотят иметь как можно меньше емкости в неактивных каналах. Можно построить формулу для определения процента активно используемой емкости и, следовательно, эффективности маршрутизирующего узла. Рассчитать этот показатель может только оператор узла, поскольку информация об активности узла не является публичной. Пример:

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика